Николай Филипьев (filipiev) wrote,
Николай Филипьев
filipiev

Categories:

Орден, Ордер, Орднунг, Орда...

Orda-1024x654
О значении слова «орда».

Александр Бушков приводит аналоги этого слова в различных европейских языках.

« В польском "Horda" -  "полчище".  Не  "толпа  кочевников",  а  скорее

"большое войско". Многочисленное войско.

Двигаемся далее. Сигизмунд Герберштейн, "цесарский" посол, побывавший

в Московии в XVI  веке  и  оставивший  интереснейшие  "Записки", свидетельствует, что на "татарском" языке "орда"  означало  "множество"  либо "собрание". В русских летописях при рассказе о военных кампаниях преспокойно вставляют обороты "шведская орда" или "немецкая  орда"  в  том  же значении - "войско".

Академик Фоменко указывает при этом на латинское слово "ordo",  означающее "порядок",  на немецкое "ordnung" - "порядок".

К этому можно добавить англосаксонское "order", означающее опять-таки "порядок" в смысле "закон", а кроме того -  воинский  строй.  В  военном флоте до сих пор существует выражение "походный ордер". То есть построение кораблей в походе.

В современном турецком языке слово "ordu" имеет значения,  опять-таки соответствующие словам "порядок", "образец"...

      В конце XVII в. на основании письменных донесений землепроходцев тобольский служивый человек С.У. Ремезов вместе с тремя сыновьями составил "Чертежную книгу" - грандиозный географический атлас, охватывавший  территорию всего Московского царства. Казачьи земли, примыкающие к Северному Кавказу, именуются... "Земля Казачьей Орды"! (Как и на многих  других старорусских картах.)

На современном казахском " Красная Армия" звучит как Кзыл-Орда!

Одним словом, все значения  слова  "орда"  вертятся  вокруг  терминов

"войско", "порядок", "законоустановление". А это, я уверен,  неспроста.»… .

Мне кажется, следовало бы добавить еще одно близкое слово - «орден».



В современном смысле этого слова – «орден» это символическая награда, знак особого почета и уважения. Но уже само употребление этого слова «кавалер ордена» указывает его более древний смысл – особо почетное сообщество воинов (кавалеров) в которое включен награжденный. Очевидно, что правом включения в это почетное сообщество обладает награждающий. Награждать орденом может только главнокомандующий, глава государства, царь.  Сейчас орден, как сообщество особо уважаемых воинов, в строгом смысле не является организацией, так как он не имеет какой-либо структуры, руководства и программы действий.

Тем более орден не обладает сейчас реальным суверенитетом. Представьте себе, что во времена Беловержкого сговора (о развале Советского Союза), орденоносцы Героя Советского Союза, встретившись, внимательно посмотрели  друг на друга, покачали головами, и через час протрубили сбор. А еще через два часа с парой тысяч танков были бы на Красной Площади. Вежливо бы попросили прощения у Кремлевской охраны, чтоб не обижались, если зашибут при неповиновении. Потом беспрепятственно пошли бы в кабинет товарища Ельцына. Дескать, спросить хотим, как выполняешь референдум о единстве Союза. И товарищ Ельцын по-партийному, грамотно бы отчитался, а Беловержскую ошибку пообещал бы исправить.

Потом бы с Шушкевичем побеседовали и с Кравчуком. Уверяю вас, нашли бы полное взаимопонимание. И не распался бы Советский Союз.

Были ли среди Героев Советского Союза такие ответственные и мужественные люди? Были, безусловно, были. Вот только сбор объявить они никак не могли. И места такого нет, чтобы им собраться. А был бы сбор, было бы место – кто бы им дал танки? Ордена имеют одни, а командуют совсем другие. Да и организации у них нет. Ни руководства, ни связи, ни дежурных. Да и награждает часто тот, кто сам не является членом ордена.

А может быть, создать такую военную организацию? Не просто из вояк, а из лучших, из ответственных, из ветеранов, из активистов, из орденоносцев?

Вот, генерал Лев Рохлин пытался. Все помнят, чем это закончилось. Нашли убитым. И всего только час понадобилось следственной группе, чтобы объявить, что политических мотивов этого убийства нет, и быть не может. Убийство чисто бытовое. Жена застрелила.

Конечно, жена. Какие еще политические враги могут быть у человека, который создает ответственную политическую силу, обладающую суверенитетом? Не может быть у него никаких политических врагов. Любой следователь скажет, что не может. И часа для этого не надо – за две секунды может сказать. Без всяких следственных действий. А если следователь такой элементарной вещи не знает – подскажут ему. По телефону позвонят и подскажут. Это ж обычное дело – генералов всегда жены убивают. Вот, Атиллу жена убила.  И, кстати, еврей он, этот Рохлин. А друг его, генерал Макашов, тоже антисемит. Так что делайте выводы …

Итак, ордена у нас есть, а вот ни силы, ни власти они не имеют и организации не составляют. Тем более боевой организации, обладающей суверенитетом.  Так, почетное звание и не очень большие привилегии.

Но мы знаем и другие, уже не ордена, а ордены, которые этим суверенитетом вполне обладали. Орден иезуитов, помните? Созданный специально против врагов католической идеологии. Мало кто хочет сказать что-нибудь хорошее об этом ордене. А зря. Здесь тот же «черный» миф, та же технология ненависти.

А спросим, был ли орден иезуитов эффективным? Обладал ли он суверенитетом? Решал ли он задачи или болтал о том – о сем? Не преувеличено ли количество «невинных жертв» иезуитского преследования?

И не по образцу ли этого ордена товарищ Феликс Дзержинский, в прошлом ревностный католик, создавал Чрезвычайную Комиссию? Холодный ум, горячее сердце, чистые руки – не от отцов ли иезуитов пришли эти символы? Не потому ли товарища Дзержинского прозвали рыцарем революции?

Конечно же, орден иезуитов - это многогранная и сложная тема и подробное ее рассмотрение не укладывается в рамки данной книги. Ограничимся только цитатой  Бушкова, характеризующей именно ее многогранность.

«Интересно, многие ли знают, что само понятие "права человека"  оказывается неразрывно связанным с деятельностью в Южной Америке монахов-иезуитов?

Источник авторитетный: доктор философских наук, профессор  Мераб  Мамардашвили. Вот что он говорил в одном из интервью, вспоминая о знаменитом "государстве иезуитов" в Парагвае:

"Есть одна интересная закавыка! Эта страна нам  представляется  одним из образцов социальной несправедливости и тем самым революционности  ситуации. Причем несправедливости исторической, заложенной  испанцами  как завоевателями и закрепленной идеологически, духовно католической религией в лице прежде всего ордена иезуитов...

Вы знаете источник, исторический источник самой концепции прав человека? Тех самых прав человека, которые являются достоянием европейской культуры и прежде всего,  конечно, лицом, familier mot которых является Декларация прав человека и  гражданина, провозглашенная  Французской  революцией?  Фактом  является...  то странное обстоятельство, что концепция прав человека изобретена  испанскими иезуитами. Это странно ведь. Было бы естественным, если бы  концепцию и саму идею прав человека изобрел, скажем, кто-то из французских энциклопедистов или сторонник и последователь английского Home book -  Великой хартии.

        Но вот частью и итогом  довольно  интенсивной  интеллектуальной работы, которую иезуиты вели, и, как  предполагается,  в  своекорыстных целях, явилась разработка самого понятия и концепции прав  человека в современном значении этого термина - концепции, заложенной как  в Декларации Французской революции, так и в Декларации ООН, и так далее  и так далее... иезуиты ведь христиане, это христианский орден,  а  понятие личности фундаментально для христианства. Почему вот эти страшные завоеватели, эксплуататоры и грабители вдруг  оказались  участниками  чего-то совсем другого и прямо противоположного - участниками движения за  права человека?".

…От себя добавлю, что покойный философ никоим образом не был связан  с католичеством - тем ценнее его свидетельство...»

Но вернемся к теме. Что же такое «орда»? Бушков от слова «войско» делает осторожный шаг к «законоустановление», «порядок». А может быть посмотреть еще дальше?  «Ополчение», «орден»! Ответственное вооруженное сообщество, предназначенное для охраны закона! Ясы, Правды, - идеологии!  Идеологии, а не власти. А, может быть, и против власти…

Тогда становится понятным Бушковский пример с баскаками…

«Вернемся к оборотной стороне медали "татаро-монгольского  ига".  Уникальным отношениям меж "ордынцами" и русскими. Вот здесь уже  стоит  отдать должное Гумилеву, в этой области он  достоин  не  зубоскальства,  а уважения: он собрал огромный материал, наглядно свидетельствующий о том, что отношения меж "Русью" и "Ордой" нельзя обозначить иным словом, кроме симбиоза.

     Честно говоря, мне не хочется эти доказательства перечислять. Слишком

много и часто писали о том, как русские князья и "монгольские ханы" становились побратимами, родичами, зятьями и тестями, как ходили в совместные военные походы, как (назовем вещи своими именами) дружили. При желании читатель и сам может без всякого труда ознакомиться с  подробностями русско-татарской дружбы.

Я остановлюсь на одном аспекте: на том, что отношения такого рода уникальны. Отчего-то ни в одной разбитой или  захваченной ими стране татары так себя не вели. Однако на  Руси  доходило  до непонятного абсурда: скажем, подданные Александра Невского в один  прекрасный день побивают до смерти ордынских сборщиков дани,  но  "ордынский хан" реагирует на это как-то странно: при известии об этом печальном событии не только не принимает карательных мер, но дает Невскому  дополнительные привилегии, разрешает ему самому собирать дань,  а  кроме  того, освобождает от необходимости поставлять рекрутов  для  ордынского  войска...»

Бушков справедливо обращает внимание на этот случай, как на абсолютно немыслимый. Если предположить вассальную зависимость князя от орды. И делает бесспорный вывод – не было такой зависимости. А какая была?  По Бушкову, если Магомет не идет к горе – гора идет к Магомету. Если князья не были вассалами орды, то орда была в вассальной зависимости от князей. А может быть, ордынцы и князья – это одно и то же.

А может не одно и то же? А, может быть, было разграничение полномочий? Может быть, орда играла роль своеобразных «миротворческих сил»? Соблюдает князь Ясу, следует закону Правды – дать ему максимум свободы, поддержать в военных походах, поддержать в проблемах сбора дани, освободить, временно, от поставки рекрутов. Не соблюдает, ведет переговоры с идеологическим противником – призвать к порядку. И не в добыче дело. Маленький, почти бесполезный Козельск или богатый Смоленск. «Жадные до добычи татары» воюя в составе Орды ищут не добычи, а Правды. Орда для защиты идеологии и борьбы с идеологическим врагом. Правда, есть и более прозаическая причина, почему не трогали богатый Смоленск. Дань платит! Кто же режет курицу, которая несет золотые яйца!

Tags: казачья орда, орда, орден, ордер, орднунг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment