Николай Филипьев (filipiev) wrote,
Николай Филипьев
filipiev

Падение проекта "Третий Рим".

штурм

                    Жуткий коктейль столь разнородных культур, способов жизни и систем ценностей не мог не вызвать мощных кризисов и потрясений.И повторяется старая "католическая" болезнь. Зреет протест. Протест ищет разные пути.
               Протест нащупывает слабые места идеологической системы. Протест предлагает различные решения.
Попыткой вернуться к ордынскому укладу жизни было Пугачевское восстание. О нем много написано книг.
Казак, старообрядец Емельян Пугачев поднимает казаков и захватывает множество крепостей в окрестностях Оренбурга. Поднимает башкир. Осаждает Оренбург. Поднимает крестьян против помещиков.
И сталкивается с проблемами.
               Крестьяне не казаки. Поджигая поместья, они вовсе не жаждут уходить со своих мест и бороться до победы. Они вовсе не собираются строить новую систему жизнеобеспечения и обороны. Они привыкли, что все решает барин. «Вот приедет барин, барин нас рассудит». А то, что барина сожгли, ну так еще побунтуем, и нам нового пришлют… Посмирнее прежнего будет. А пока нет барина – свобода! Круши, бей, ломай.
               Некому приструнить. Потом будут суды, будет каторга. Кого-то и повесят. Но это их, барское дело. Наше дело – бунтовать.
              Оружие того времени уже требует продвинутых знаний и навыков. А для этого нужны образование и культура. У казаков ее нет.



              Пугачев выдает себя за государя императора Петра III. Но «ни ступить, ни молвить не умеет». Не знает грамоты. Не знает обычаев. Ни русских, дворянских, ни европейских.
              Необходимо решать множество военных, технических, управленческих проблем. Для этого нужны специалисты. Специалистов нужно найти, выделить их из толпы бестолковых претендентов, склонить к сотрудничеству. Для этого требуется высокая личная культура. Ее нет. Старообрядцы-казаки, долго боровшиеся за сохранение ордынских ценностей, были «опущены». Они выпали изт культуры того времени. Они не смогли справиться со сложностью обстановки. Поэтому они и были обречены.
               Восстание зашло в тупик. Пугачев схвачен и казнен.

                Следуя за Западом, Россия идет путем экономических реформ. Отменяется крепостное право. Набирают силу товарно-денежные отношения. Россия болезненно и робко входит в капитализм.
                Время оставить спесь и чванство, время  строить доходные производства, богатеть и повышать уровень жизни. Дворяне этого не умеют. Лишь немногие чувствуют ветер времени, покупают европейское оборудование и технологии, создают производства.
                На Юге предприимчивые помещики-земледельцы организуют высокорентабельные зерновые хозяйства. На Урале предприниматели-помещики строят заводы. Да, успешные предприятия были построены. Россия обеспечивала поставками зерна всю Европу.
              И все же это исключения из правила. Большинство помещиков не стали капиталистами. Они предпочитали «опускаться» или служить. Быть военными или чиновниками. А перепроизводство военных подталкивает к войне. А перепроизводство чиновников - к коррупции и к развалу управления.

                А кто становится успешными капиталистами в массовом масштабе?
Крестьяне? Нет, они остаются крестьянами – единоличниками, создают богатые или бедные личные хозяйства, исключающие концентрацию ресурсов и производства. Некоторые из них, разоренные, идут в промышленные рабочие.
               Кто же тогда? Старообрядцы. Старообрядные купцы. Они приспособились к выживанию в трудных условиях. Они умеют взаимодействовать. В их среде нет обмана и традиционно доверительная обстановка. У них сохранились ордынские навыки взаимопомощи и сотрудничества. Они очень быстро богатеют. Богатеют семьями и общинами. В результате производство, капитал, деньги и имущество собирается в руках у старообрядцев.

             Это гремучая смесь. Власть, чиновники у людей одного вероисповедания, а купцы, промышленники, владельцы больших денег – другого.
               Добавим сюда медленно формирующуюся разночинную интеллигенцию. Инженеров, врачей, юристов – еще не сформировавшееся третье исповедание – нигилизм, атеизм, оккультизм разных направлений. И в эту же нишу попадает иудаизм. Эмигранты 2-го и 3-го поколений, евреи стараются получить образование и стать специалистами.
               Это особая среда, которая еще не создала своей собственной мировоззренческой системы, но уже создает свою, особенную систему этических ценностей.

             Безобидные компоненты. Уголь, селитра и сера. Смешанные вместе, они становятся порохом. Достаточно искры и произойдет взрыв.
            «Искру» выпустили никому тогда не известные большевики.  Взрыв произошел. «Третий Рим» пал.
Началась история русского коммунизма и русской демократии.

           И снова мы двигаемся по чужой колее. И снова в ступе Русской истории мелко дробится и уголь ордынского    правдоискательства, и селитра европейской законности и сера интеллигентской безоружной жертвенности. А кто-то готовит очередную искру…

        И снова ходит по рукам, теперь уже по интернет – сетям многочисленные проекты... От Солженицинского "Как нам обустроить Россию». И мерещятся призраки несбыточного прошлого. И снова мечты о западной демоератии, о «третьем Риме»  и о великодержавной монархии, о недавнем советском прошлом.
         Да,  назрел уже, нужен развитый национальный проект! И основан он должен быть  на традиционных национальных ценностях!
          А они в нашей истории. Не в придуманной, не ангажированной, не написанной по заказу  католиками - иностранцами, даже русского языка не знающими - а в настоящей истории, в той, в которой жили наши предки.
           Это нелегко, предложить новый цивилизационный проект. Нужно семь раз отмерить, прежде чем резать по живому. Подумать нужно.

          И этот блог  как раз для того, чтобы всем нам вместе хорошо подумать - о том как быть дальше.....

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments