Николай Филипьев (filipiev) wrote,
Николай Филипьев
filipiev

Византия и Третий Рим. Никонианский раскол. и разгром Ордынского Православия

софия
            Орды нет. Точнее, еще есть, но она уже ничего не решает. А у людей сохраняются остатки ордынской идеологии, архетипы ордынского сознания.
         Не в силе Бог, а в Правде! Князь – это только сила. Правда – это Орда. За Правдой князь ездит в Орду. По Правде получает ярлык на княжение. Орда не даст ярлык недостойному.

            Но какое это препятствие для князя, фактически не в чем уже не зависящего от Орды. Можно ли  освятить свою власть как-нибудь иначе. Что-то предложить взамен. А какое же благословение может быть соизмеримо с Ордынским?
            Мы кто? Христиане. Не бусурмены, как татары. Но не католические, а ордынские, православные, христиане.
А есть ли другие христиане, не католики? Есть. Какие? Греки! Византийцы!
           Византия, их царство, уже захвачена турками. Большинство византийцев обратились в ислам. Теперь они такие же ордынцы, как турки. А значит православные. И среди них есть христиане. Их осталось немного.  Слишком многие приняли ислам. Но они есть! И патриарх у них остался. Вселенский. А павшая Византия – это Второй Рим!
         Они сейчас входят в православное содружество ордынских религий. Значит, византийцы, не принявшие турецкий ислам - тоже православные христиане.
             Их мало. Они слабы. Они зависимы. Но у них есть благословение Второго Рима и Вселенского Патриарха. Приняв такое благословение, мы и от фрягов, католиков, и от Орды не будем зависеть. А Орда станет почти целиком мусульманской. Мы – христиане. Они – мусульмане. Почему должны быть вместе?
            Но для этого нужно освятить новую христианскую власть. Византия побеждена. Объявить себя последователями Византии – нельзя.  А вот унаследовать византийские порядки – можно. Народ будет бунтовать, но недолго. Они же в Крепости! В крепостном праве. А Византийские законы очень хороши, чтобы эту крепость закрепить еще больше.
         И вместо титула Великого Князя Орды надеть корону константинопольского базилевса, византийского царя, шапку Мономаха!
         Так и возникает проект «Третий Рим». Теперь уже не хан, а вселенский патриарх благословляет царя! И не митрополит, а патриарх возглавит русскую православную церковь. Со временем он и станет вселенским патриархом.



           Но для этого необходимо еще много сделать. И поручено было сделать московскому патриарху Никону. И тот со рвением взялся за порученное дело. Построить в Москве Третий Рим.
         А дело это вдруг встретило мощнейшее сопротивление как духовенства, так и самих верующих христиан. Началось с канонической реформы.
         Никейский символ христианской веры во времена Орды читался со словами « Верую…в Духа Святого, Истинного, Животворящего…» Никонианский канон предложил читать « … в Духа Святого, Господа, Животворящего…».    Вроде бы пустяк. Никонианские богословы тут же разъяснили – слово «Господь» оно и означает «Истинный». Это просто более точный перевод.
          Но христиане, бывшие ордынцы, сразу почувствовали здесь обман. Дух Святой - это Дух Истины или Дух Господства? Не такой уж мягкий вопрос!
            От слова «Господь», означающего «Несущий истину, Источник истины», давно уже произошло слово «Господин», то есть «слуга Господа». А слово «господин» стало применяться ко всем уважаемым людям, в том числе, к обличенным властью. Теперь слово «Господь» уже не значит «Истинный». Теперь оно означает «Властитель»!
           Святому Духу приписывается не Истина, а Власть! Это совсем не одно и то же. Власть как самоцель –  главный соблазн Сатаны. И стоит за невинной заменой слова страшная вещь. Освящение власти!
           Но не одни только богословские нововведения вызывают сопротивление. Все понимали, что с новой церковью приходят и новые порядки. Орда сформировалась как система противодействия произволу властей. Как светских, так и церковных. Правда выше Власти! Не в силе Бог, а в Правде. Теперь отпадает последний рычаг противодействия. Раньше он был. Хотя бы символический. Теперь его хотят отнять.
            Церковь раскололась. Меры к старообрядцам применялись самые жестокие. Вырывались языки. Ссылались священники. Хорошо известны «Жития протопопа Аввакума», в которых изуверски подробно описаны издевательства и унижения, которым подвергали христиане христиан.
             А церковный контроль над властью? Он ведь может уменьшить произвол властей? Может. Но не всегда. И не на долго. И если он есть. Римско-католический проект это прекрасно демонстрирует. Но там старая, опытная, разветвленная церковь сложной структуры. А здесь реформы строятся именно так, чтобы контроль был невозможен.
              И за примером далеко ходить не нужно. Реформы продвигались медленно, с мощнейшим сопротивлением, несмотря на жестокость репрессий.
              И святейший патриарх Никон был грубо отстранен с поста, а потом отправлен в ссылку. Как нерадивый слуга. Вот и весь церковный контроль.
             А какие были величественные планы!
             Патриарх Никон взял план древнего святого города Иерусалима, нашел место, вблизи Москвы, на реке Истра, наиболее напоминающее древний Иерусалим по рельефу, на семи холмах. Были построены стены города. Город был назван Новым Иерусалимом. В его стенах основан монастырь. В монастырь свезли христианские реликвии со всего мира. По слухам, была привезена Плита с Гроба Господня.
            Это было место чудесных исцелений. Река Истра, протекающая мимо города-монастыря, была названа Иорданом. В ней крестились. Купание в Иордане - Истре в крещенские морозы чудесным образом исцеляло болезни. Еще немного – и это место стало бы центром паломничества христиан со всего мира…
             Но не получилось. Благочестивое  рвение святейшего патриарха Никона не оценило неблагодарное начальство. Его сослали. Не казнили, как врага. Сослали. «Поставили в угол, высекли» как нерадивого слугу.  Это вам не кардинал Ришелье при дворе христианнейшего монарха. Это всего лишь православный патриарх, на службе у великого московского государя.

           Так заодно и закрыли вопрос о суверенитете церковной власти.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments